Основная информация

Стенам крупных городов присваивалось сакральное значение. Духовно-символический смысл могли иметь и конфигурация стен, и число башен и ворот в них, и посвящение тем или иным людям, событиям. Как правило, количество ворот определялось священным числом: одни, двое, четверо, восемь, двенадцать. Таким образом, стена города воспринималась как образ божественной силы, ограждающей жителей от нашествия врагов, и свидетельствовала, что его горожане надеются не столько на крепость вещественных стен своего града, сколько на крепость Божию и молитвы к Нему, невидимо охраняющих данный град. Именно так всеми и вся воспринимались стены Святого города Иерусалима.

ШХЕМСКИЕ (ДАМАССКИЕ) ВОРОТА
Шхемскими они называются из-за дороги, ведущей в Шхем (Наблус), Дамасскими - из-за расположенного несколько далее Шхема, в этом же направлении, Дамаска. На всей доступной территории, прилегающей к воротам и площади, производились раскопки. Обнаруженные археологические находки размещены в небольшом музее, вход в который находится слева от ворот, если стоять к ним лицом. В экспозициях представлены карты Иерусалима различных исторических периодов, высокая колонна ручной работы со статуей императора Адриана (113-138 гг. н.э.), от которой отсчитывали расстояния до других городов. Сохранилась каменная винтовая лестница и комплекс подземных залов византийского периода. Отсюда можно начать удивительно интересную экскурсию по городским стенам, предварительно погуляв по живописному арабскому рынку, прилегающему к воротам.

Если войти через Шхемские ворота и пересечь Старый город по прямой, никуда не сворачивая, то можно попасть к Стене Плача; если выйти через Шхемские ворота и опуститься по ступеням, находящимся справа, то можно попасть в Музей Шхемских ворот. Лучше обезопасить себя и согласовать вход по телефону: 02-6277550; если выйти из Шхемских ворот и пройти к первому переходу дороги справа, пересечь шоссе и войти в переулок, то через сто метров вы выйдете на стоянку арабских маршрутных такси, справа от которой находится вход в ещё один узкий переулок, ведущий ко входу в Сад-Гробницу Гордона - открыт все дни, кроме воскресенья, с 14:30 до 17:00; от Шхемских ворот можно также попасть на улицу Виа Долороза, начав с III-ей станции, или вернувшись на сто метров на II-ую, свернув влево у Австрийской гостиницы для паломников на Виа Долороза 37; на протяжении от Виа Долороза до выхода из Шхемских ворот находится ряд арабских ресторанов с достойной едой и обслуживанием. Например, Al-Tawfic Restaurant, где можно не дорого и колоритно поесть.

ЦВЕТОЧНЫЕ ВОРОТА
Их арабское название - Баб э-Захара. Что означает Ворота Цветов, так как прямо напротив входа было некогда посажено очень много цветов и, кроме того, в орнаменте ворот есть две розетки с цветами. Стоят на высоте 755 м над уровнем моря и выполняют свою функцию уже четыре с половиной века, работая круглосуточно. Между этими воротами и Шхемскими находится изгиб, являющийся входом в каменоломни Соломона. Легенды повествуют, что именно отсюда добывали камни для строительства Первого Храма; напротив ворот находится Музей Рокфеллера - уникальное собрание археологических находок Святой Земли.

ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА
Эти ворота названы так из-за двух пар львов, вырезанных в камне по двум сторонам вратного проёма. Они были сооружены в 1538 году. Легенда говорит о том, что султан видел сон, который вещал ему, что если он не выстроит вокруг города стену, то в один прекрасный день две пары львов могут напасть на него и на жителей города. В защиту от них стена была сооружена и вырезаны львы на фронтоне.

Это действительно особые ворота, и войдя в них, вы можете начать свою экскурсию по пути Страданий Иисуса Христа, по улице, называющейся Виа Долороза. Но, в начале, не пропустите случайно парадного подъезда с неброской вывеской, указывающей на то, что это святое христианское место является греко-ортодоксальным монастырём Св. Иоакима и Анны и их домом в Иерусалиме (посещение бесплатное, но желательно пожертвование на содержание церкви). Далее, через сотню метров, находится вход в церковь Св. Анны, где, кроме того, находятся раскопки Овечьей купели (Вифезда - вход платный). Со II станции, от францисканского монастыря, начинается собственно Скорбный (Крестный) путь Иисуса. Если Вы попадёте сюда до 12:00 - воспользуйтесь возможностью посетить Францисканский музей, где собрано большое количество археологических находок со всех святых мест Палестины. А если Вы выходите из Львиных ворот и хотите попасть в Гефсиманский сад или к святыням Масличной горы - нужно при выходе на шоссе свернуть вправо, на первом светофоре - влево и через 50 метров вы у цели.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
По свидетельству еврейских пророков, Мессия должен въехать в Иерусалим на белом осле через Золотые ворота. По свидетельству христиан-евангелистов, именно так и поступил на Песах Иисус. Когда по повелению султана воссоздавали Золотые ворота, строя вокруг Иерусалима стену, он приказал, чтобы они были замурованы, и Мессия не мог через них проехать. На всякий случай (а случай, как известно, бывает разным), султан распорядился перед воротами разместить мусульманское кладбище, куда еврейский Мессия не мог бы вступить, поскольку, тем самым, он ритуально себя осквернил бы, и утратил жреческий статус. На случай, если Мессия воскресит всех обитателей кладбища, и, тем самым, решит проблему ритуального осквернения, султан распорядился хоронить там лучших своих воинов, вместе с их оружием. Они должны, восстав из мертвых, уничтожить Мессию, который их воскресил, и не дать ему въехать в замурованные ворота. А с другой стороны ворот, на Храмовой горе, к ним приставлена мечеть. Другое название ворот - ворота Милосердия (Шаар hаРахамим - на иврите).

МУСОРНЫЕ (НАВОЗНЫЕ) ВОРОТА
Как понятно с первого взгляда, название чисто функциональное - из этих ворот вывозили городской мусор. Существовало и второе их название, по арабскому селению, которое расположено с восточной части Старого города - Силуах (он же: Шилуах, Силуан). До того, как эта часть Иерусалима принадлежала иорданцам, они расширили проём до существующих размеров для проезда транспорта. Через эти ворота вы попадаете на площадь Западной Стены Второго Храма, которая называется Стеной Плача; выйдя из ворот и перейдя шоссе на другую сторону вы через 50 м. оказываетесь около входа в «Город Давида», который является раскопками Иерусалима периода правления царя Давида (три тысячи лет тому назад); продолжив опускаться по этой же самой улице примерно около километра (указателя на дороге нет, ориентир - первая мечеть с минаретом слева, на спуске в долину) вы можете попасть на территорию Силоамской купели, где Иисус совершил Своё описанное в Евангелии Чудо.

СИОНСКИЕ ВОРОТА
Возраст самих ворот старше стены, он соотносится с периодом крестоносцев. Может быть именно желанием вписать их в городскую стену объяснялась промашка инженеров, планировавших общий объём работ, и не включивших в них территорию Сионской горы, как таковой. Но, как бы то ни было, Гробница царя Давида и несколько христианских святынь остались вне стены Старого города. На территории, прилегающей к Сионским воротам, вы можете посетить Гробницу царя Давида. На втором этаже этого здания расположена христианская святыня - Горница Тайной Вечери; Аббатство и церковь Дормицион (Успения); монастырь францисканцев «Агия Сион»; ряд небольших еврейских музеев. За городской стеной - Иудейский квартал.

ЯФФСКИЕ ВОРОТА
Это, вне всякого сомнения, парадные ворота города. Название не вызывает вопросов - оно указывает на направление к городу Яффо. Был один минус, узкий проход, но его поправили в 1898 году, в связи с действительно историческим визитом в Иерусалим императора Германии и короля Пруссии Вильгельма II и его августейшей супруги Августы Виктории. Сиятельная чета пожелала въехать в город на лошадях, в экипажах со свитой. Был разобран фрагмент стены, засыпан ров, обеспечена торжественность въезда в город потомка германских крестоносцев. За воротами начинается самая респектабельная часть Старого города.

Через эти ворота можно проехать на автомобиле и минибусе к Сионским и далее к Мусорным воротам (к последним - кроме шаббата). Около входа - информационное туристическое бюро, пятьюдесятью метрами дальше - христианский информационный центр, напротив него - вход в Крепость Давида (Музей истории Иерусалима. Вход платный). Автомобильная дорога проходит по Армянскому кварталу (единственная возможность в шаббат получить услуги достойной европейской, как, впрочем, и восточной кухни - в армянском ресторане). У ворот - стоянка такси.

НОВЫЕ ВОРОТА
Этот проём в стене был сделан в 1889 году, когда стена уже утратила свою оборонительную функцию, по разрешению султана Абдул Хамида II, в связи с просьбой ряда европейских консульств. Основная причина - удобный въезд со стороны зарождавшегося Нового города, в целом, и Французского комплекса Нотр Дам де Франс, построенного в 1887 году, в частности. Так появилась возможность удобного проезда к Греческой Патриархии и Резиденции Латинской Церкви, к целому ряду важных церквей этой части Христианского квартала.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв